Главная > О центре > Слет юных экологов и лесоводов.

ПОЛОЖЕНИЕ

о городском слёте юных экологов и лесоводов

 

  1. Общие положения

Организаторы городского слета юных экологов и лесоводов: МКУ «Отдел образования администрации городского округа город Стерлитамак» РБ; МАУ ДО «ДЭЦ» городского округа город Стерлитамак» РБ.

  1. Цель и задачи слета

Цель-поддержка инициативы обучающихся по освоению навыков исследовательской и природоохранной деятельности, направленной на развитие их к биологии и экологии, к практическому участию в деле сохранения природных экосистем, способствующих решению проблем экологического образования, нравственного воспитания и профессионального самоопределения детей и подростков.

Задачи - выявление и поощрение обучающихся, имеющих глубокие знания по биологии, лесоводству, экологии, почвоведении и владеющих навыками исследовательской работы по изучению состояния окружающей среды.

  1. Участники слёта

3.1. В слёте принимают участие учащиеся образовательных учреждений города 7-10 классов.

3.2. Для участия в Слете приглашаются команды юных лесоводов в составе 4 обучающихся.

  1. Порядок проведения слета.

Слет юных экологов и лесоводов включает в себя:

- индивидуальное выполнение заданий по номинациям;

- общекомандное состязание по вопросам экологии леса и лесного хозяйства.

 

  1. Сроки, место и порядок проведения

Место проведения: МАУ ДО «Детский экологический центр», г. Стерлитамак, ул. К. Маркса, 54; тел.: 25-72-13

Время проведения: 4 апреля 2024 года, начало в 14.00.

 

  1. Подведение итогов и награждение

Победители слёта-конкурса награждаются Почетными грамотами МКУ «Отдел образования городского округа г. Стерлитамак РБ», МАУ ДО «ДЭЦ» городского округа г. Стерлитамак РБ.

  1. Оргкомитет

Сайфутдинова А.Ю. – ведущий инспектор МКУ «Отдел образования администрации городского округа город Стерлитамак РБ»;

Рахматуллина Н.В. – директор МАУ ДО «ДЭЦ» городского округа город Стерлитамак РБ;

Стришкова Т.А.- заместитель директора МАУ ДО «ДЭЦ» городского округа город Стерлитамак РБ;

Лукьянова Р.Б.-заведующий отделом «Экология и охрана растений» МАУ ДО «ДЭЦ» городского округа город Стерлитамак РБ;

Фаткуллина В.З.-методист МАУ ДО «ДЭЦ» городского округа город Стерлитамак РБ;

Гизатуллина Г.Ф.-заведующий отделом «Экология и охрана животных» МАУ ДО «ДЭЦ» городского округа город Стерлитамак РБ.

 

  1. Условия проведения слёта:

Для участия в слёте образовательные учреждения должны направить заявку на электронный адрес moudoddech@rambler.ru до 18.03.2024 года (Приложение 1).

Каждый из участников слёта должен продемонстрировать уровень знаний, умений и навыков на общем направлении (общекомандное состязание) и специальных по профилю (лесопатология, лесная таксация, ботаника, почвоведение) (Приложение 2).

  Приложение 1

Заявка

на участие в городском слёте-конкурсе юных экологов

учащихся (название ОУ)

п\п

Ф.И.О.

учащегося

Класс, школа

Номинация

Ф.И.О.

Руководителя

телефон

 

 

 

«Ботаника»

 

 

 

 

«Лесная таксация»

 

 

 

 

«Почвоведение»

 

 

 

 

«Лесопатология»

 

 

Директор ОУ______________подпись                (расшифровка)

 

 Приложение 2

 

Общий этап для всех участников:

  1. Охрана природы. Охраняемые природные территории РБ и РФ, их назначение. Красные книги, их структура, принципы создания. Источники загрязнения воды, воздуха, почвы и влияние загрязнений на лес. Меры и средства ограничения загрязнений. Охрана почв, их состояние. Глобальные и региональные экологические проблемы. Виды лесных пожаров и меры борьбы с ними. Экологические СМИ и общественные организации.
  2. Экология. Основные понятия и закономерности экологии как раздела биологии (факторы среды и их действие на организм, популяция, экосистема, биогеоценоз, сукцессия, цепи питания и т.п.). Основные экологические термины, понятия и правила. Особенности типичных экосистем своей местности.
  3. Лесные робинзоны. Навыки определения сторон света без компаса и времени без часов, прогноз погоды по народным приметам, отличия съедобных грибов от ядовитых, знание лекарственных растений и их применение, умение обеззараживать воду, а также строить шалаш и разводить костер, принося минимальный урон природе. Оказание первой медицинской помощи «пострадавшему» при несчастном случае.
  4. Натуралистка. Определение наземных животных и следов их жизнедеятельности (норы, погрызы, помет, и пр.). Ихтиофауна: основные представители, приспособления к обитанию в толще воды. Определение рыб Башкортостана по натуральным объектам, рисункам, фиксированному материалу. Назвать животных, занесенных в Красную книгу Республики Башкортостан.
  5. Принятие решений. Участникам даются описания конкретных ситуаций, предлагается прокомментировать их с точки зрения эколога и предложить программу природоохранных мер, рекомендаций по снижению негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, ожидаемые позитивные экологические перемены.
  6. Биоиндикация. Назвать организмы – индикаторы состояния загрязнения окружающей среды (организмы – индикаторы чистоты водоемов; деревья – индикаторы уровня загрязнения окружающей среды). Признаки живых организмов, используемые при биоиндикации. Дать оценку и обосновать качество воздушной, водной, почвенной среды на предложенном объекте по наличию организмов-индикаторов. Привести примеры наличия загрязнений по внешнему виду растений. Понятие о биотестировании. Методы биотестирования. Мониторинг: определение, принципы.

Специальные этапы:

Ботаника

Теоретические знания: Характеристика древесно-кустарниковой растительности Республики Башкортостан. Жизненный цикл древесных растений, основные этапы. Фенологическое развитие древесных растений, основные фенологические фазы.

Практические навыки и умения: Определение пород деревьев и кустарников по семенам, листьям, побегам (на выбор судей

Определение видов растений, характерных для природных зон своего региона и космополитов (в живом и гербаризированном виде), приспособления растений к жизни в лесу. Сезонные явления в жизни растений разных видов.

Геоботаника как научная дисциплина. Таксономические единицы в геоботанике. Основные понятия и закономерности лесной фитоценологии (фитоценоз, ярусы, парцелла, консорция, сукцессионные ряды и т.п.).

Практические навыки и умения: Определение пород деревьев и кустарников по семенам, листьям, побегам.

Лесопатология

Знать энтомо- и фитопатологию, уметь определять основных вредителей леса, знать лесозащитные мероприятия, болезни леса, санитарное состояние насаждений, очаги болезней.

Практические навыки и умения: определение основных вредителей и болезней леса по коллекциям, и повреждениям.

 

Лесная таксация

Теоретические знания: таксационные показатели насаждения. Основные способы таксации леса. Таксационное оборудование.

Практические навыки и умения: применение инструментов: высотомера, мерной вилки, возрастного бурава.

Практические навыки и умения: применение инструментов: высотомера, мерной вилки, возрастного бурава.

 

Почвоведение

Теоретические знания: почвы, их происхождение, развитие, строение, состав, свойства, географическое распространение. Части почвы (твердая, жидкая, газообразная, живая). Классификация почв. Почвы РБ. Плодородие почв. Пути повышения богатства почв. Санитарное состояние почв. Защита почв от эрозии. Противоэрозионная организация территории. Почвенный разрез.

Практические навыки и умения: почвенный разрез.